Теоретически
аппараты такого типа могли бы составлять исследовательские,
разведывательные, транспортные рои самого различного назначения как на
нашей планете, так и, кто знает, в космических миссиях (фото Raymond Oung, Raffaello D'Andrea/ETH Zürich).
Смелую идею, обкатываемую швейцарскими
инженерами, не выдвигал ещё, кажется, никто. В представлении
разработчиков из Цюриха небольшие автономные роботы без помощи человека
собираются в единый "сверхорганизм", способный действовать в воздухе
подобно вертолёту. Фишка ещё и в том, что каждый робот по отдельности
летать не может.
Перед нами даже не банальный трансформер из аниме,
тасующий различные части тела, а стая совершенно идентичных аппаратов,
теоретически умеющих формировать "облако" плоской формы. Построили
прототипы специалисты из федерального технологического института в
Цюрихе (ETH Zürich).
Лидеров
проекта двое. Это Раймонд Оунг (Raymond Oung) и Рафаэлло Д'Андреа
(Raffaello D'Andrea), известный нам по самособирающемуся роботу-стулу и самостоятельному столу.
Они полагают, что их роботы, объединяя усилия, смогут решать задачи
(сами авторы упирают на транспортировку грузов), которые неподъёмны для
каждого бота по отдельности.
Каждый
аппаратик — это плоский шестиугольник с отверстием в центре, в котором
размещён жёсткий (без регулировки угла атаки) воздушный винт.
Самое
любопытное, что отдельная единица в принципе способна поднять себя в
воздух, да только полёт будет хаотичным, а значит, закончится плачевно.
Увы, машинка не может ни менять курс, ни парировать крен, ни избегать
опрокидывания. То ли дело плотный состыковавшийся рой, который обретает
стабильность и какую-никакую маневренность. Потому проект и назвали
"Распределённый летающий строй" (Distributed Flight Array — DFA).
Начиналось
всё с такого концептуального наброска. Видно, что края каждого
шестиугольника снабжены выступами и впадинами. Они работали подобно
молекулярным замкам и ключам в комплиментарных нитях ДНК. Позже,
правда, форму этих важных элементов пришлось скорректировать
(иллюстрации Raymond Oung, Raffaello D'Andrea/ETH Zürich).
Формируется
"сверхорганизм", что важно, ещё на земле. Для того чтобы находить друг
друга, потенциальные члены "облака" снабжены маленькими колёсиками.
Машины кружат, как в вальсе, подходят ближе и зацепляются фигурными
вырезами по бортам. Как только аппаратики сошлись плотно, их удерживают
магниты.
Сборка единой конструкции
хаотична и, по идее, может привести к появлению различных "узоров" из
роботов-сот. (В реальности этот процесс идёт пока со сбоями.) Но вся
прелесть разработки в том, что практически в любой конфигурации такой
рой однажды сможет оторваться от земли. И тут начнётся маленькая
"магия" — небольшие боты превратятся в единое целое не только
физически, но и "на интеллектуальном уровне".
Поперечник
каждого робота равен 25 сантиметрам, вес – 180 граммам. Корпус выполнен
из пенопласта, что неудивительно, поскольку перед нами только
исследовательский проект. Каждое из трёх всенаправленных колёсиков
робота вращается от 0,5-ваттного моторчика, воздушный винт – от
50-ваттного. Литиево-полимерный аккумулятор на борту обеспечивает 5
минут полёта (фото Raymond Oung, Raffaello D'Andrea/ETH Zürich).
Каждый робот снабжён
трёхосным гироскопом, определяющим крены и изменение положения машины,
а также датчиком высоты полёта. Через инфракрасные передатчики на
торцах шестиугольников аппараты обмениваются в реальном времени данными
и регулируют тягу каждого винта так, чтобы коллектив держался стабильно.
Если
что-то вносит возмущение, каждая единица корректирует тягу, а
согласованные действия ботов обеспечивают компенсацию. И даже если один
из роботов откажет или выпадет из строя, остальные внесут поправку и
останутся "на плаву".
Правда,
швейцарцы проверили идею DFA лишь на очень скромных по численности
коллективах ботов, а многочисленные стаи кружили только в компьютерных
моделях. Но всё равно – достигнутый эффект способен впечатлить.
Как
видим, сборка хоть как-то работает на гладком полу, но для авторов
системы было важно отшлифовать не столько устройство индивидуального
робота, сколько алгоритм их взаимодействия на земле и в небе.
Принцип работы DFA (иллюстрация Raymond Oung, Raffaello D'Andrea/ETH Zürich).
Конечно, в таком виде
разработка вызывает множество вопросов. Как, к примеру, роботы смогут
найти друг друга не в стенах лаборатории, а в реальных условиях "на
природе". Что будет, если упавший робот приземлится колёсами вверх?
И
вообще – не ясно, зачем этим роботам существовать по отдельности. Если
они создаются для подъёма тяжестей, проще сразу сделать один крупный
аппарат. Если цель — сбор данных, выгоднее научить машинки летать
самостоятельно, тогда сборка не нужна.
Впрочем,
у швейцарцев есть куча идей относительно совершенствования своего
"строя", или "массива". Пока они только набирают опыт. Будущие версии
DFA, возможно, скорректируют форму, обретут двигатели помощнее и более
широкий набор сенсоров, а там, глядишь, и круг возможных задач для
такого роя обрисуется чётче.
Слева: пример тактики соединения пары ботов. Справа: Оунг и Д'Андреа (иллюстрации Raymond Oung, Raffaello D'Andrea/ETH Zürich).
В любом случае проект,
который, разумеется, ещё далеко не закончен, следует признать
любопытным. С момента появления замысла летающих стыкующихся роботов в
2008 году получены ответы на многие вопросы, связанные с возможными
ошибками и сбоями в работе подобной системы.
Не зря на международной конференции по робототехнике и автоматизации ICRA 2010, прошедшей в Анкоридже в начале мая, доклад о DFA (PDF-документ) был признан одним из лучших.